Ситуации, когда таможенные органы подвергают сомнению таможенную стоимость товаров юридических лиц, случаются сплошь и рядом. Каждая вторая компания, которая декларирует товары на таможне, сталкивалась с корректировкой таможенной стоимости товаров.

С начала 2016 года данная ситуация только ухудшилась, в связи с принятием Приказа Федеральной таможенной службы от 16 февраля 2016 г. № 280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками».

В чём проблема?

На первый взгляд ситуация не кажется проблемной — сотрудники таможни обнаружили ошибку в документации, сомневаются в подлинности документов и решают ещё раз всё проверить.

Проблема же заключается в том, что даже при наличии отличных документов на товар — платежных, прямых контрактов с производителем — таможня всё равно ставит его стоимость под сомнение, аргументируя это самыми разными предлогами.

Обычно проблемная ситуация выглядит так — таможня почти по всем поставкам назначает дополнительную проверку, в рамках которой запрашивает либо не совсем корректные документы, либо в чём-то сомневается. У декларанта есть все документы, он готов их предоставить в любой момент, но действия его тщетны. Потому что таможня так делает с определенной целью — вымогать у декларантов деньги под предлогом дополнительной проверки.

Законны ли такие действия таможни?

На первый взгляд они кажутся законными.

Согласно Таможенного кодекса Таможенного союза в случае назначения дополнительной проверки таможенной стоимости товаров, их выпуск возможен при условии предоставления обеспечения — банковской гарантии либо денежного залога.

Принимая решение о проведении дополнительной проверки, таможенники сразу указывают, что необходимо предоставить денежный залог. После его предоставления производится выпуск товаров. И в этом же решении озвучиваются требования таможни к документам, которые нужно предоставить декларанту. Но! Все эти документы у декларанта уже есть, ничего нового он предоставить не может и на удовлетворение требований таможни ему дают срок длиной в 2 месяца. Вы и ваши клиенты готовы столько ждать?

Вот здесь и возникает конфликт интересов!

Компании, занимающиеся ВЭД, имеют выбор среди 2 вариантов. Какой из них выбрать:

  • Заплатить залог, получить товар и неспешно утрясать проблемы с таможней?
  • Или действовать без выплаты залога, собирать или повторно предоставлять документы, пока товар задержан на таможне?

Скорее всего, и в первом, и во втором случае ситуация разрешится благоприятно. Но основная часть компаний выбирает первый вариант, чем играет на руку таможенникам и стимулирует работу этой не совсем законной схемы.

Как себя вести, если на таможне оспаривают таможенную стоимость товара?

Универсальный ответ на этот вопрос — быстро предоставлять мотивированный ответ на запрос таможни и настаивать на принятии первоначально заявленной таможенной стоимости либо принимать решение о корректировке таможенной стоимости, так в данном случае декларант не ждет 1-2 месяца на принятие решения.

По закону таможня должна в течение 30 дней принять решение после того, как вы отправили ответ. Как правило, таможня этот срок нарушает и, если вы понимаете, что сроки нарушены, необходимо идти в суд либо обжаловать в порядке ведомственного контроля.

Кроме того, в настоящий момент действует Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», согласно которому при незаконных действиях или бездействии таможни декларант может требовать возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей сразу через суд.

Общие рекомендации декларантам

Всем юридическим лицам, которые декларируют товары на таможне, можно дать несколько рекомендаций:

  • Первое — старайтесь максимально подробно составлять все описи к декларациям и точно формулировать ответы на запросы таможни.
  • Второе — все документы необходимо иметь не только в электронном виде, но и на бумаге.
  • Третье — не затягивайте с ответами, чем позже вы отвечаете, тем позже таможня примет решение.

Получив решение таможни о стоимости товаров, с которым вы не согласны, у вас есть три месяца на его обжалование:

  • либо в порядке ведомственного контроля,
  • либо подав жалобу в вышестоящий таможенный орган.

Если в порядке ведомственного контроля не получилось удовлетворить ваши требования, оспаривать решение таможни или незаконные действия можно в суде.

В отношениях с таможней есть только одна гарантия успеха — профессиональное представление интересов.

Если по какой-то причине ваша компания не может самостоятельно обеспечить такой подход, обращайтесь к нам. Многолетний опыт работы, знание профильного законодательства, отслеживание поправок в арбитражно-процессуальный кодексе — всё это относится к преимуществам работы с нами. Поверьте, лучше один раз поработать с профессионалами, нежели раз за разом платить таможне.

Если вам надоели постоянные проблемы в отношениях с таможней, звоните нам или закажите обратный звонок. С нашей помощью вы забудете о том, что таможня вообще может оспаривать таможенную стоимость ваших грузов!