Не все участники внешнеэкономической деятельности понимают, что действия таможенников могут быть незаконными. Согласитесь, вы тоже свято верите в непогрешимость таможни. Причем выполняете любые её требования, какими бы абсурдными они подчас ни были.

Откуда это непонимание?

Во-первых, это может происходить из-за незнания брокером, таможенным представителем или менеджером, который занимается таможенным оформлением, тонкостей законодательства.

Во-вторых, таможенный брокер или представитель может всячески убеждать клиента в том, что всё, что требует таможня — законно, и спорить с этим не нужно, чтобы сохранить «добрые» отношения с таможенниками. Но такой подход справедлив лишь наполовину. Потому что мы в своей практике сталкиваемся с обратным — не все те требования, которые выставляет таможня, законны и обоснованы.

К чему это приводит?

Если таможня выставляет требования провести дополнительную проверку или таможенный досмотр, запрашивает дополнительные документы — это всегда приводит к затягиванию сроков, что в свою очередь влияет на хранение товаров в зоне таможенного досмотра.

По закону срок принятия решения о выпуске товаров — 1 полный день с момента подачи декларации. Если сегодня подали декларацию, завтра таможня произведет выпуск товаров.

Но так происходит не всегда.

Случаются ситуации, когда таможенные работники продлевают срок выпуска товаров на 10 дней, мотивируя это каким-то решением или требованием. И в течение этого срока таможня ничего не предпринимает.

Важно понимать, что таможенный кодекс определяет 10 дней в качестве предельного срока выпуска товаров. Это не означает, что все эти 10 дней товар нужно держать на таможне или же задерживать его именно на этот срок и ни днем меньше.

Что предпринимать в такой ситуации?

  • Первое — если имеет место нарушение выпуска товаров, нужно анализировать требования таможни и оперативно на них отвечать. Бездействием вы только способствуете увеличению срока задержки и признаете неправильные действия таможни законными.
  • Второе — если вы отвечаете на требования таможни, но на ваши действия никак не реагируют, необходимо писать жалобы. И делать это следует сразу же, не откладывая на месяц или два. Если действие происходит на таможенном посту, жалобы нужно направлять непосредственно начальнику таможенного поста. Во всех других случаях — в вышестоящее таможенное управление или Федеральную таможенную службу.

Когда таможенники поймут, что после каждого неправомерного действия будет следовать жалоба, они дважды подумают, стоит ли связываться с вашей компанией.

Как могут развиваться события?

Конечно, все клиенты разные, ситуации разные и могут иметь разный исход. Наша практика доказывает, что последовательные действия по отстаиванию своих интересов приводят к двум возможным результатам:

  • Либо в отношении данной компании излишний контроль прекращается.
  • Либо приходится встречаться с руководством таможни и убеждать их в том, что конфликт лучше решить мирным путем, не доводя до суда.

Да, чтобы доказать свою правоту, иногда приходится проходить некоторые судебные тяжбы, но в дальнейшем мы садимся за стол переговоров с таможней, чтобы разрешить любую ситуацию в пользу наших клиентов.

Почему важно подавать жалобы и обжаловать незаконные действия таможни?

Задержки на таможне, незаконные простои, необоснованное выставление товаров на досмотр, неоднократное выставление одной партии на досмотр, приводят к излишним расходам и убыткам, которые вы вряд ли хотите понести. Но именно для того, чтобы взыскать все эти убытки, всегда необходимо обжаловать действия таможни — в судебном порядке или путем подачи жалоб. А для этого необходимо признать незаконными действия как требования, так и действия (бездействия) по нарушению сроков выпуска товаров. Это существенно упростит в дальнейшем взыскание понесенных декларантом убытков!

В нашей практике мы склоняемся к тому, что действия по взысканию убытков с таможни нужно разделить на два этапа:

  1. Признание незаконными действий (бездействий) и/или решений таможни.
  2. Взыскание убытков.

Если вы обращаетесь в суд с заявлением признать незаконными действия или бездействие, и параллельно просите взыскать миллион рублей по простою, то велика вероятность, что суд откажет по формальным причинам.

Поэтому мы разделяем этот процесс на два этапа. Сначала суд определяет, есть нарушение или нет — его ничто не смущает по части сумм к взысканию и мы получаем положительное решение, если удается доказать, что действия действительно были незаконными.

На следующем этапе остается чистая математика — собрать документы, подтверждающие расходы, предоставить доказательства и цифры. Этот способ полностью себя оправдывает, и вы возвращаете все свои расходы и убытки.

Общие рекомендации участникам внешнеэкономической деятельности

Если у вас нет мощной поддержки на таможне, вы сомневаетесь в том, что ваш таможенный представитель или менеджер делает все правильно, обращайтесь за профессиональной консультацией. «Таможенный юрист»  сделает полный аудит деятельности.

Второй вариант — сопровождение вашей внешнеэкономической деятельности, когда консультации проводятся на регулярной основе для того, чтобы сделать процесс взаимодействия с таможней полностью прозрачным и минимизировать возможные убытки. С нами на такой основе работает уже более 20 крупных клиентов, которые смогли уменьшить убытки и профессионально отстаивать свои интересы. Ведь мы не останавливаемся на полпути, доводим все дела до логического завершения. Позвоните нам , чтобы узнать, чем мы сможем помочь именно вам.

P.S.: И наконец, вопрос, который тревожит многих — не приведут ли жалобы к ухудшению отношений с таможней?

Если они подаются вовремя, составлены грамотно и имеют под собой основания, то критических проблем не возникает. Препоны и задержки могут быть, но они носят временный характер, и в дальнейшем можно будет эффективно работать с таможней.

Таможенники прекрасно понимают — любое незаконное действие может быть признано таковым и обернется для них убытками. К любым суммам они относятся серьезно, равно как и к жалобам, которые подаются на действия и бездействие таможни. Поэтому аргументированные жалобы — это не способ испортить отношения с таможней, а реальный инструмент защиты своих прав!