Наша компания помогла даже не десяткам, а сотням клиентов решить проблемы с таможенными органами. Еще мы знаем способ, как этих проблем избежать — он называется таможенным аудитом. В ходе аудита мы изучаем всю документацию, задействованную или связанную с таможенным оформлением товаров для выявления и нейтрализации таможенных рисков.

Таможенные риски— как гравитация, на них не действуют законы физики. Даже если вы ввезли товар, растаможили его и продали, это не значит, что таможенные риски остались в прошлом. Вполне возможно, что когда вы и думать забыли о таможне, она напомнит о себе письмом счастья.

Давайте рассмотрим гипотетическую ситуацию

Вы ввезли партию товара, оформили его и реализовали любым способом. Спустя некоторое время — месяц, полгода, год — вы ввозите новую партию товара, и таможня требует от вас документы по предыдущим поставкам за прошлый год. Почему так происходит? На основании своих внутренних алгоритмов таможенный орган проанализировал вашу историю поставок и нашел причины сомневаться в законности таможенной стоимости товара.

О каких рисках идет речь в данной ситуации?

  1. Сами клиенты не знают достоверно, какие инвойсы были использованы при таможенном оформлении.
  2. Если оформлением занимался брокер, он мог что-то изменить и таким образом исказить стоимость.
  3. Сам клиент знал, что расчеты по контракту производились не так, как это указано в самом контракте — расхождения в условиях поставки товара всегда вызывают вопросы у ответственных лиц. Если эти расхождения документально не закреплены, не закрыты какими-то документами, они могут стать поводом для корректировки таможенной стоимости, что влечет за собой дополнительные платежи в бюджет, и естественно, это непосредственные убытки клиента.

И все эти риски способен минимизировать таможенный аудит. Когда клиент предоставляет документы, мы сверяем их с тем, что изначально было, как должно быть и кчему нам нужно прийти, чтобы не было претензий у таможни.

Суть проблемы

Корень проблемы кроется в том, что многие клиенты не знают, когда у них попросят эти документы. И не подозревают о возможных рисках, которые мы перечислили выше. Когда у них запросят документы, и они простодушно ответят на этот запрос, то выяснится, что документы разные — у клиента они имеют один вид, а на таможне — другой.

Если подобное выясняется, то ситуация набирает совсем иной оборот. Потому что недостоверные сведения, которые были заявлены при первоначальном таможенном оформлении, будут служить основанием для корректировки таможенной стоимости. Суду крайне сложно объяснить, почему документы, которые предоставлялись одним и тем же лицом, разные. Платежи не будут соответствовать первичным платежным документам, а это говорит о том, что информация в них недостоверна.

Дальше могут последовать еще более глубокие проверки деятельности импортера. Дополнительную информацию могут запрашивать у контрагентов проверяемого юридического лица, у конечных потребителей, которым производилась отгрузка продукции. Естественно, это всё может так или иначе повлиять на таможенную стоимость, которая декларируется на таможне.

Страсти по сертификации

Сейчас проблема с сертификацией продукции стоит очень остро. Практически вся продукция подлежит либо сертификации, либо получению деклараций соответствия — эти товары должны пройти процедуру испытания.

Сразу необходимо озвучить два важнейших момента, связанных с получением сертификата на импортируемую продукцию:

  1. Испытанию подлежат конкретные образцы ввозимого товара. Хорошо, если вы ввозите что-то единичное и понимаете, что товар нужно испытать, получить сертификат соответствия или декларацию соответствия. После чего законным способом реализовать этот товар на территории Таможенного Союза. Но многие думают (и ошибаются), что можно ввести образцы, их использовать для сертификации, не отбирая непосредственно на таможне, и потом законно ввозить товары по другим поставкам на основании протоколов испытаний по якобы ввезенным образцам.

Последовательность законного проведения отбора проб и образцов:

  • подаете декларацию с товарами и заявляете об этом непосредственно таможенному инспектору;
  • инспектор составляет акт отбора проб и образцов для сертификации – только этот акт таможня будет воспринимать, как достоверное подтверждения ввоза образцов для сертификации;
  • ввезенные образцы, акты, декларации вы храните 10 лет, а по желанию и больше — это четкое требование по техническим регламентам Таможенного Союза.

Если эта последовательность не соблюдается, то таможня в любой момент может заявить, что у вас нет доказательной базы, подтверждающей проведение испытаний.

  1. Нужно очень внимательно выбирать орган сертификации и испытательную лабораторию, с которой вы работаете. Во-первых, орган сертификации должен быть аккредитован хотя бы на определенные технические регламенты и в рамках этих регламентов у него должны быть соответствующие товарные коды на товарную номенклатуру ВЭД, указанные для той продукции, которую он может сертифицировать. Ключевой момент — орган сертификации должен быть аккредитован именно на Технический регламент, а не на какой-то национальный стандарт в рамках старых ГОСТов и прочего. Во-вторых, испытательная лаборатория также должна быть аккредитована по соответствующим техническим регламентам. У нее должна быть материально-техническая база для проведения испытаний: приборная база, специалисты, помещение и прочее.

Если по результатам инспекции будет установлено, что организация, выдавшая сертификат соответствия, не находится по фактическому адресу или не располагает технической базой, необходимой для проведения испытаний, то и ваши протоколы испытаний по сути будут недействительными документами. А если сертификат соответствия был выдан на основании недействительных документов, то и он сам не имеет юридической силы. И в дальнейшем использование этих сертификатов соответствия при таможенном оформлении или реализации продукции равняется использованию недействительных документов.

Что будет, если вы проигнорируете эти моменты

Использование недействительных сертификатов соответствия карается штрафом от 50 до 200 тысяч рублей по каждой декларации. Поэтому, прежде чем подавать декларацию и использовать сомнительные сертификаты от компании, которая вам их сделала за 10 тысяч рублей, вы должны оценить возможные последствия своих действий.

Если у вас будет, скажем, 60 или 100 сомнительных деклараций за год, и по каждой таможня сможет выявить такого плана нарушения, то речь уже пойдет не только о гигантских штрафах. В отношении компании, управляющего, генерального директора могут возбудить административное дело. Таможня достаточно быстро дает ход таким делам, быстро делает запросы в Росакредитацию, проверяет публичный реестр — вы его тоже можете проверить.

И суд не принимает во внимание слова ответчика о том, что он не мог проверить благонадежность органа по сертификации. Потому что сейчас почти все реестры находятся в открытом доступе.

Можно:

  1. проверить наличие руководителя компании в списке дисквалифицированных лиц;
  2. проверить нахождение компании по юридическому или неюридическому адресу;
  3. подписи лиц, которые вам подписали сертификат или протоколы испытаний;
  4. позвонить по телефонам, указанным на сайте Росакредитации и запросить у органа по сертификации и испытательной лаборатории учредительные документы, заверенные генеральным директором.

Все это продемонстрирует вашу осмотрительность при выборе контрагента. То же самое касается и органа по сертификации. Если вы не проверили все доступные реестры, вам в любом суде скажут, что вы не проявили должной осмотрительности при выборе контрагента и данные риски ложатся на ваши плечи.

Вы, конечно, можете попытаться потом взыскать убытки, но если компания неблагонадежная, то она, скорее всего, либо обанкротилась, либо была альтернативным способом ликвидирована путем реорганизации с другим юридическим лицом и в дальнейшем переведена в другой какой-то регион.

Какими должны быть ваши действия, чтобы избежать таких последствий

Если у вас есть время, желание, материальные возможности самостоятельно заниматься всеми аспектами таможенного оформления, рекомендуем:

  1. Придирчиво выбирайте юридических лиц, которые оказывают услуги по испытанию продукции и выдают сертификаты испытаний;
  2. Соблюдайте правила отбора проб и образцов для проведения испытаний;
  3. Никому не верьте на слово — проверяйте контрагента по всем доступным реестрам.

Перечисленные действия можно считать некой альтернативой таможенному аудиту. Если у вас недостаточно ресурсов для выполнения всего перечисленного собственными силами, доверяйте такую проверку проверенному таможенному консультанту. Как показывает наша практика, в 99% спорных случаев на таможне проблем можно было бы избежать, заказав таможенный аудит у профессионального таможенного юриста.