Сейчас самое время подробнее поговорить о незаконных действиях таможенных органов, поскольку на территории Таможенного Союза с 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Также недавно президент подписал Закон о таможенном регулировании в новой редакции. Указанные документы содержат много изменений, среди которых есть и такие, что немного «связывают руки» таможенным органам.

Незаконные действия и бездействие таможенных органов в разрезе

Чтобы понять логику действий таможенных органов, проиллюстрируем алгоритм, которому следуют при проведении таможенных проверок ⟶

  • итак, таможня принимает решение о проведении дополнительной проверки для определения истинной таможенной стоимости – указанное решение содержит в себе признаки занижения таможенной стоимости и запрос документов, которые, по мнению таможенного инспектора, могут дополнительно подтвердить заявленную таможенную стоимость.
  • с указанным решением таможня направляет декларанту расчет обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее – Расчет обеспечение).

Исходя из нашей правоприменительной практики, бессмысленно оспаривать саму дополнительную проверку — относительно правильности назначения проверки суды всегда принимали сторону таможни. А вот Расчет обеспечения оспорить можно практически всегда, последовательно доказывая, что таможенная стоимость, которую указывает таможня, непомерно завышена.

Как изменилась ситуация

Новые законодательные акты способствуют изменению алгоритма таможенных проверок. Сейчас, если в ответ на запрос дополнительных документоввы сразу их предоставляете,таможенный инспекторобязан провести проверку в течение 10 дней, поскольку именно на этот срок таможенный орган может продлитьсроки выпуска товаров.

По результатам проверки возможны два сценария развития событий:

  • либо таможня сразу принимает решение о корректировке таможенной стоимости;
  • либо осуществляет выпуск товара без других проверок или задержек.

NB! Таможенный орган не вправе настаивать на том, что сначала вы должны оплатить денежные средства по Расчету обеспечения залога и только после этого начнется проверка документов.

Такие действия таможенной службы сейчас расцениваются, как незаконные, но многие этого еще не знают и многие инспекторыпродолжают настаивать на выпуске товара после того как будут внесены денежные средства на счет таможни.

Ваши действия

Если вы столкнулись с такой ситуацией, в первую очередь выполняйте требования таможни как можно быстрее — подавайте все документы, прямо или косвенно подтверждающие таможенную стоимость. Сами или с юристами вы будете это делать — неважно. Если вы уверены в собственных силах, правильности заявленной таможенной стоимости и оригинальности документов, делайте все сами.

Предоставляя ответ на дополнительную проверку, указывайте, какие именно документы вы предоставляете и ожидаете соответствующего решения от таможни — корректировки или подтверждения заявленной таможенной стоимости. Если этого не происходит, можно делать следующее:

  • подавать жалобу вышестоящему должностному лицу на действия конкретного инспектора — скажем, начальнику поста;
  • подавать жалобу в таможню на конкретные действия лиц;
  • подавать заявление об оспаривании действий (бездействий) в арбитражный суд.

Из нашей практики можно отметить, что в последнее время работают жалобы, поэтому есть смысл их подавать. Разумеется, по эффективности они все равно уступают представлению интересов в суде — здесь можно давать пояснения, выступать, объяснять и высказывать свою позицию со ссылками на судебную практику, а также ссылаться на письма вышестоящих таможенных органов.

Другие возможные нарушения и как с ними работать

Случаются и другие ситуации. Расскажем о них и правильной с юридической точки зрения реакции на действия таможенной службы:

Ситуация Рекомендуемое решение
1.    Таможенный орган постоянно проводит отбор проб и образцов для проведения экспертиз. Если экспертизы и товары однотипные, можно обжаловать действия, указывая, что таможенный орган злоупотребляет правами, безо всякой необходимости проводя отбор проб и образцов одних и тех же товаров.
2.    Таможенный орган постоянно затягивает сроки выпуска товаров, что связано либо с дополнительной проверкой, либо с нарушением сроков таможенного досмотра. Рассматривать такого рода нарушения нужно в комплексе, потому что такого рода ситуации всегда связаны с другими действиями инспекторов — то есть, присутствует человеческий фактор. И сходу не сказать, обоснованно или намеренно человек нарушает таможенное законодательство.

 

Рассматривать такого рода нарушения нужно в комплексе, потому что такого рода ситуации всегда связаны с другими действиями инспекторов — то есть, присутствует человеческий фактор. И сходу не сказать, обоснованно или намеренно человек нарушает таможенное законодательство.

В этих ситуациях нужно обязательно проверять правильность действий инспекторов, соотносить их с действующим законодательством, подавать жалобы, идти в суд, если жалобы не возымели результата. Отстаивать свои интересы можно и самостоятельно — это сложный путь. Более простой путь — прибегнуть к помощи таможенного юриста, который лучше понимает хитросплетения таможенного законодательства, ориентируется в его изменениях и поэтому умеет быстрее и эффективнее решать проблемы с таможенным органом.