Насколько законно его применение?

Незаконное взимание сборов и пошлин таможенным органом — самая больная мозоль компаний, чья деятельность связана с импортом товаров и, соответственно, необходимостью их таможенного оформления. И по совместительству — наших клиентов, потому что таможня настолько часто нарушает правила взимания пошлин, налогов и сборов, что обойтись без помощи специалистов бывает трудно. А подчас — и невозможно.

Множество обращений клиентов в последнее время связаныс временным ввозомспециальной техники, а именно самоходных машин (трактора, экскаваторы, погрузчики и пр.). Временный ввоз специальной техники — явление нередкое. Иностранные компании часто сдают в аренду или лизинг дорогостоящую спецтехнику специфического назначения, которую отечественным компаниям выгоднее взять в аренду на месяц-полгода-год, чем покупать единицу техники под один проект, а затем просто держать на складе или пытаться продать либо точно так же сдать в аренду.

Процедура временного ввоза техники абсолютно законна, но ее таможенное оформление происходит по иной схеме, нежели при ввозе оборудования для постоянного применения. Ввозимая техника в большинстве случаев не перемещается постоянно по территории РФ и Таможенного союза, а ввозится временно. По истечении определенного срока она будет вывезена с территории государства и утилизироваться будет на территории уже другой страны. Следовательно, взимание утилизационного сбора при ее первичном импорте незаконно.

Утилизационный сбор: суть и нюансы применения

В 2012 году Россия вступила в ВТО, и непосредственно после этого был введен утилизационный сбор — 1 сентября 2012 года. Поскольку при вступлении в ВТО были снижены таможенные пошлины на ввозимые авто, этим сбором попытались решить две задачи. Во-первых, компенсировать потери государства от снижения таможенных ставок. Во-вторых, в рамках политики протекционизма по отношению к национальным автопроизводителям стимулировать бизнес приобретать технику, производимую в России.

Но с 2014 года при таможенном оформлении транспортных средств утилизационный сбор уплачивают все — и отечественные производители автомобилей, и физические/юридические лица, которые ввозят новые и подержанные транспортные средства всех категорий для личного пользования либо выполнения определенных работ.

Размер утилизационного сбора отличается для физических и юридических лиц. По результатам последней индексации коэффициенты расчета утилизационного сбора для физических лиц остались на уровне 2014 года: 3400 рублей – за новый автомобиль, и 5200 рублей – за модель старше трех лет. А вот ставки данного сбора для юридических лиц, изменились заметно. Сейчас минимальная ставка при ввозе самого нового транспортного средства любого назначения, составляет 150 тысяч рублей. Коэффициент, по которому она рассчитывается, зависит от категории транспортного средства, года выпуска, объема двигателя и пр.

Почему возникают проблемы при временном ввозе самоходных машин, спецтехники?

Применение утилизационного сбора регулирует отдельный Федеральный закон и Постановление правительства. В этих документах дан довольно лаконичный перечень лиц, которые обязаны выплачивать утилизационный сбор:

  • все без исключения автопроизводители, чьи производственные мощности находятся на территории РФ;
  • все участники внешнеэкономической деятельности, которые постоянно или периодически ввозят на территорию Российской Федерации транспортные средства для личного или коммерческого применения;
  • юридические и физические лица, приобретшие транспортное средство любой категории, на которое предыдущий владелец не уплатил утилизационный сбор или же был освобожден от его уплаты законом.

Понятно, что определение категорий слишком обширно и оставляет вопросы относительно того, входят ли в эти категории лица, временно импортирующие самоходную технику, или нет.

Итог — Федеральный закон никак не регулирует вопрос применения сбора для импортеров, которые ввозят самоходную технику временно.

Логика начисления утилизационного сбора основывается на том, что ввозимая или производимая техника будет утилизирована на территории РФ. Соответственно, логично предположить, что его применение некорректно для оборудования, которое по истечении определенного срока будет вывезено с территории страны и в утиль здесь не попадет.

 

Этой логикой и руководствовались люди, которые временно ввозили технику в страну, использовали ее. А затем получили уведомление от Центральной акцизной таможни, в котором декларантам сообщали о необходимости произвести расчет утилизационного сбора из базовой ставки с учетом года выпуска трактора или иной спецтехники. К этим уведомлениям уже прилагался расчет, подготовленный таможенной службой.

По нашему мнению—таможенные органы злоупотребляют правами.

Причины заинтересованности таможенного органа в начислении утилизационного сбора именно в отношении самоходной техники.

1.Финансовая

Объяснение: Утилизационный сбор был введен для компенсации потерь государственной казны от снижения пошлин на ввоз автомобилей и самоходной техники. Его размер зависит от ряда факторов, но прослеживается четкая зависимость — чем старее техника, тем больше сбор. Так, за новый трактор при импорте придется уплатить в среднем 600-700 тысяч. Тогда как для трактора, который был выпущен 10 или 13 лет назад, размер сбора может доходить до 10 миллионов. Именно старую или не самую новую технику чаще всего ввозят для временного использования, поэтому соблазн у таможенной службы уж слишком велик.

2.Протекционистская

Объяснение: Государство заявляет о том, что временный ввоз специальной техники снижает спрос на товары российских производителей самоходных машин. Дескать, мощности национальных производителей техники загружены только на 35-40%, не более. Облагая максимальным налогом технику, ввозимую временно, государство пытается сделать ее использование невыгодным и подтолкнуть к приобретению машин.

3.Бюрократическая

Объяснение: В законе отсутствуют однозначные формулировки касательно применения утилизационного сбора для техники, ввозимой временно. Помимо того, этот сбор не относится ни к таможенным пошлинам, ни к налоговым сборам. Поэтому таможенная служба часто перестраховывается, требуя его уплаты как бы на всякий случай, чтобы не упустить возможную выгоду.

Но какими бы благородными мотивами не объяснились действия таможни и попытки истребовать утилизационный сбор, давайте называть вещи своими именами — речь идет о злоупотреблении правом. А значит, свои интересы нужно защищать.

Как это сделать?

Мы считаем, что в данной ситуации есть только один способ отстоять свои права— обращаться с заявлением в суд и оспаривать действия таможенного органа в судебном порядке. Если этого не сделать, утилизационный сбор будет взыскан в любом случае, и организации грозит столкнуться стем что уже таможня, а далее и судебныеприставы, будет в судебном порядке требовать его уплаты.

Не затягивайте с обращением в суд — если получили такое уведомление, сделайте все возможное для защиты своих прав, привлекайте все возможные ресурсы.

Несмотря на то, что мы не называем такие категории дел самыми сложными в области, связанной с ВЭД, мы все же рекомендуем обращаться к помощи специалистам ввиду наличия отягощающих моментов. Так, утилизационный сбор не относится к обычным таможенным платежам, а его применение регулируется законами и подзаконными актами с довольно размытыми, слишком поверхностными формулировками. Что оставляет пространство для манипуляций со стороны таможенного органа. Привлекая опытных таможенных юристов, вы исключаете возможность каких-либо манипуляций и недопонимания.