Нужны современные электронные таможенные технологии

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) разработала пакет решений, реализация которых позволит усовершенствовать порядок таможенного декларирования экспресс-грузов. В условиях развития трансграничной электронной торговли вступление документов в силу с 1 июля 2019 года позволит значительно упорядочить таможенные операции и обеспечит возможность электронной обработки сведений в отношении указанной категории грузов. На практике это означает, что будут созданы реальные условия для применения при их таможенном оформлении электронного декларирования

Это закономерно, поскольку активно развивающаяся в последнее время онлайн-торговля, которая сейчас значится в числе наиболее актуальных тем международной и национальной повестки, кардинально меняет сложившиеся стереотипы, в том числе и в таможенной сфере. Во многом это объясняется масштабной и повсеместной экспансией данного явления, неуклонным ростом его влияния на международную торговлю и мировую экономику в целом. Исследования показывают, что электронная торговля устойчиво растет по всем параметрам. В настоящее время она уже плотно вошла в нашу повседневную жизнь. Различного рода интернет-магазины и международные торговые онлайн-площадки оказывают на нее все большее влияние.

Однако следует отметить, что данный вид торговли не только несет в себе новые возможности, ранее недоступные для бизнеса и отдельно взятых потребителей, но и определенные риски, в том числе связанные с ввозом в страну различного рода запрещенных, ограниченных и контрафактных товаров либо уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе налога на добавленную стоимость (НДС).

Общепризнанно, что развитие электронной торговли затронуло различные сферы бизнеса, в том числе предопределило существенные сдвиги в организации и порядке ведения международного товарооборота. Закономерно, что на этом фоне изменились сложившиеся в предшествующие десятилетия стереотипы ведения внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые, например, предполагают постоянство задействованного в ней субъектного состава игроков.

Так, до недавних пор доступ в данный сегмент был достаточно ограниченным. Поэтому имел место относительно узкий круг участников. Как правило, это были представители крупного, реже — среднего бизнеса. В основном они перемещали через границу значительные по объему и стоимости партии товаров. Такое положение дел обуславливалось тем, что ведение ВЭД связано со значительными издержками для участников данного рынка.

Ситуация стала кардинально меняться именно на фоне повсеместного развития транснациональной электронной торговли. Она открыла доступ в данную деловую сферу не только для среднего, малого и микробизнеса, но даже и для отдельных физических лиц. Однако сложившаяся в предшествующий период инфраструктура, предназначенная для реализации традиционной модели ВЭД, в своей основе ориентирована на классическую модель ведения международной торговли.

В условиях кратного увеличения числа интернет-магазинов остро встал вопрос не просто об усовершенствовании действующей модели товарообмена, а о выработке по многим аспектам кардинально новых правил регулирования и администрирования. Также потребовалось изменить подходы к проведению таможенных операций, регулирующих перемещение товаров через границу в рамках интернет-торговли. Задача по их дальнейшему совершенствованию сейчас стоит перед многими международными организациями и государственными органами власти различных стран.

У таможни ключевая роль

Отмечу, что по своей сути транснациональная электронная торговля является принципиально новым явлением, а выработкой правил ее ведения нынче занимаются практически все ключевые международные структуры. Они ее не только всесторонне исследуют, но и пытаются предложить единые базисные подходы к оценке и регулированию данной сферы бизнеса. Сегодня в своем поле зрения ее держат и таможенные органы, на которые возложено администрирование перемещения товаров через таможенную границу в рамках внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Известно, что одним из важнейших факторов, влияющих на развитие международной торговли, является таможенное регулирование. При этом таможенные органы играют ключевую роль в обеспечении экономической безопасности своих государств, пресечении ввоза на их территории запрещенных и контрафактных товаров. Параллельно они участвуют в работе по содействию развитию легитимной международной торговли, включая ее трансграничный электронный сектор.

Все, что с ним связано, имеет для таможни особую актуальность, поскольку в данном случае имеет место физическое перемещение товаров через таможенную границу, контроль за которым отнесен к компетенции таможенных органов. Однако здесь следует участь, что применяемые в последние годы таможенные технологии ориентированы на обслуживание, так сказать, классической международной торговли. Она предполагает перемещение ограниченным кругом компаний через границу товаров, причем, как правило, крупными партиями. При прибытии из-за рубежа они помещаются под различные таможенные процедуры. Их мелкооптовая и розничная реализация возможна только после выпуска таможенным органом в свободное обращение. При этом конечный потребитель в совершении таможенных операций, как правило, не участвует.

При трансграничной электронной торговле классическая модель построения международной цепи поставок кардинально изменена. В ней не оказалось некоторых прежних участников, что значительно сблизило покупателя с продавцом. Сегодня любой желающий может с помощью своего компьютера либо смартфона приобрести по конкурентной цене товар, находящийся в другой стране и имеющий на момент покупки статус иностранного. Для этого даже не нужно выходить из дома.

Здесь начинается самое интересное: после приобретения в иностранном онлайн-магазине товара покупатель становится участником новых для него правоотношений, в том числе таможенных. Так, на него ложатся обязанности по таможенному декларированию, надлежащей уплате таможенных пошлин и налогов. Практика показывает, что участники трансграничной электронной торговли практически не осведомлены о требованиях таможенного законодательства, которые могут быть применены в отношении их, и не имеют должных профессиональных навыков по таможенному оформлению товаров.

Тем временем количество лиц, совершающих покупки за рубежом, ежегодно растет, а объемы перемещаемых через таможенную границу товаров, приобретенных на международных интернет-площадках, увеличиваются в геометрической прогрессии. Их номенклатура достаточно широкая – это электроника, одежда и обувь, товары для здоровья и спорта и т. д. Особая статья – детские изделия, включая игрушки. Онлайн-покупки, безусловно, несут в себе определенные риски. Они носят не только фискальный характер, но и, что самое важное, напрямую затрагивают безопасность и благополучие населения, защиту прав интеллектуальной собственности и т. п.

Стереотипы меняются

Основная особенность трансграничной электронной торговли в том, что купленные товары, как правило, без посредников напрямую доставляются потребителю почтовыми операторами и экспресс-перевозчиками в международных почтовых отправлениях (МПО) или экспресс-грузах. Сейчас наблюдается многократный рост объемов доставки МПО и экспресс-грузов. Еще 10-15 лет назад их основная масса приходилась на письма, документы и корреспонденцию, которые не имели коммерческой стоимости.

В последние годы стереотипы в отношении МПО и экспресс-грузов кардинально изменились. Поэтому как почтовым операторам и экспресс-перевозчикам, так и таможне следует уделять им особое внимание. Вместе с тем, хотя действующим с 1 января 2018 года Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) заложен приоритет электронного таможенного декларирования, в отношении МПО и экспресс-грузов до сих пор применяется его письменная форма на бумажном носителе. Она предусматривает заполнение от руки формы CN23 и составление реестра экспресс-грузов. В связи с изменением номенклатуры товаров, особенно по количеству позиций и наличию товарных вложений, это, безусловно, не отвечает современным реалиям.

Кроме того, на фоне развития интернет-торговли многократно возросла нагрузка на сотрудников таможенных органов. В условиях ограниченных ресурсов и времени на совершение таможенных операций им приходится практически в ручном режиме осуществлять таможенное оформление МПО и экспресс-грузов. Именно из-за бумажных форм документов таможенные органы, которые обладают широким спектром современных информационно-программных средств, к сожалению, не могут полноценно и эффективно использовать свои возможности. По этой же причине в отношении МПО и экспресс-грузов не могут полноценно применяться современные таможенные технологии, которые предусматривают автоматизацию таможенных процедур, например связанных с выпуском товаров.

При нынешнем росте трансграничной онлайн-торговли это становится серьезным препятствием на пути повышения эффективности таможенного контроля, тормозит развитие международной торговли в целом и ее составляющей в частности.

Отмечу, что в последнее время возникло множество проблем, связанных с необходимостью проведения таможенного контроля таких товаров. В том числе в части обеспечения надлежащей уплаты таможенных пошлин и налогов, а также соблюдения запретов и ограничений. Причем, как и при оформлении, все приходится делать в ручном режиме из-за отсутствия электронных форм документов, содержащих полноценные с таможенной точки зрения сведения, и автоматизированной обработки получаемой информации.

Кроме того, при администрировании трансграничной электронной торговли таможенные органы столкнулись с совершенно иными условиями работы. Они обусловлены крайне широким кругом задействованных в процессе лиц (продавцов и покупателей), отсутствием общепринятых при ВЭД договоров, весьма ограниченным набором сведений о ввозимых товарах, что делает крайне сложным применение при их оформлении имеющихся таможенных информационных технологий.

Ситуацию усугубляет необходимость использования данных, поступающих на бумажных носителях. В связи с этим перед таможенными органами встали новые вызовы, которые требуют выработки адекватных мер решения.

Похоже, лед тронулся

Для исправления положения дел, сложившегося при оформлении онлайн-покупок, таможенным органам нужно как можно быстрее включить в процесс весь имеющийся у них спектр информационно-программных средств и технологий. Кроме того, в первую очередь следует осуществить автоматизацию процедур, связанных с таможенным декларированием МПО и экспресс-грузов. Как уже отмечал, сейчас это невозможно из-за применения бумажных форм документов.

Обработка МПО строится на регламентирующих актах Всемирного почтового союза. С экспресс-грузами ситуация вскоре может измениться в лучшую сторону. Дело в том, что в 2018 году Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приняла сразу три знаковых документа, которые вступают в силу с 1 июля 2019 года.

Имею в виду решения от 28.08.2018 № 142 «О таможенном декларировании товаров, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием декларации на товары»; от 16.10.2018 № 158 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием пассажирской таможенной декларации» и от 20.11.2018 № 185 «О документе об уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов».

Первый документ установил форму декларации на товары (ДТ) для экспресс-грузов, порядок ее заполнения, а также определил условия, при одновременном выполнении которых ДТ можно будет использовать при таможенном декларировании товаров, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза. В нем впервые вводится упрощенная форма ДТ, предназначенная для экспресс-грузов (сокращенно ДТЭГ). Это новшество коснется торгового оборота, то есть товаров, следующих в адрес юридических лиц.

С указанной даты ДТЭГ заменит применяемый сейчас реестр экспресс-грузов. Его подача, причем исключительно в письменном виде с обязательным сопровождением транспортными и коммерческими документами, предусмотрена решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 № 263. С учетом того, что в одном реестре бывает очень большое количество позиций товаров, по 500 или 700 наименований, можно представить, какой в итоге получается комплект документов, подаваемых в таможню на одну поставку. ДТЭГ позволит упразднить нынешний трудоемкий и неэффективный порядок.

Решение № 158 устанавливает форму пассажирской таможенной декларации (ПТД) для экспресс-грузов, порядок ее заполнения, а также определяет условия, при одновременном выполнении которых данный документ можно будет использовать при таможенном декларировании товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза в адрес физических лиц. При этом вводится специальная форма пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов (ПТДЭГ). Она предназначена для неторгового оборота, то есть товаров для личного пользования.

Данное решение ЕЭК можно отнести к разряду прорывных, так как утвержденная им форма позволит аккумулировать в одном таможенном документе сведения обо всех товарах для личного пользования, перемещаемых экспресс-перевозчиком. С введением новой формы на каждое отправление больше не придется подавать отдельную ПТД. Вместо нее экспресс-перевозчик, будучи таможенным представителем, сможет от имени индивидуальных получателей подавать один документ — ПТДЭГ. Это облегчит жизнь и таможенников, и экспресс-перевозчиков, и физлиц.

Третье из перечисленных решений ЕЭК касается документа об уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется с применением ПТД для экспресс-грузов, и порядка его заполнения.

При превышении беспошлинного лимита уплачивать возникшие в этой связи таможенные платежи можно будет по специальному таможенному документу. Обращаю внимание, что, как и в случае с таможенным приходным ордером (ТПО), заполнять его и направлять экспресс-перевозчику должен таможенный орган. Это обусловлено тем, что в соответствии с ТК ЕАЭС только он имеет право исчислять таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования.

Убежден, что перечисленные выше решения ЕЭК позволят сделать широкий шаг к автоматизации таможенного оформления экспресс-грузов, следующих в адрес физических и юридических лиц. При этом документы затрагивают и торговый, и неторговый оборот товаров. Их вступление в силу станет первым этапом в работе по обеспечению возможности для электронной обработки сведений об экспресс-грузах. Это очень важно при составлении аналитики, а также будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию системы управления рисками.

Уже в обозримой перспективе ЕЭК предполагает совершить ряд аналогичных шагов, направленных на внедрение электронных технологий при оформлении товаров, пересылаемых в МПО. Однако связанные с ними действия пока только обсуждаются рабочей группой при Консультативном комитете по таможенному регулированию по совершенствованию порядка совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов и МПО.

Читать в источнике

 

Мы ответим на все Ваши вопросы!

Задать вопрос